Философ Генрих Струве в 1887 году задавался вопросом: «Разве искусство, которое изображает безобразное и братается с ним, заслуживает называться искусством?» Даже спустя сто пятьдесят лет этот вопрос не теряет актуальности. За рулем фуры ночью и другие тематические картинки можно скачать онлайн в любое удобное для вас время.
Защитники классической красоты
В середине XIX века в книге «Эстетика безобразного» Карл Розенкранц уравнял безобразное с моральным злом, назвав его «адом красоты». И хотя с тех пор в истории эстетики и искусства произошло много всякого, красоту считает целью искусства не только широкая публика, но и ряд теоретиков искусства во главе с Дональдом Каспитом. Этот американский автор, продвигающий концепцию «новых старых мастеров», представил одноименную выставку в Польше в 2007 году. Она проходила в Аббатском дворце — филиале Национального музея в Гданьске. Предисловие к каталогу выставки написал польский прозаик Павел Хюлле, сторонник теории Каспита о возрождении эстетически ценного искусства.
Искусство, ставшее тривиальным, помогает чувствовать себя комфортно в повседневном мире и не выходит за пределы обыденного сознания. Эстетический опыт утратил смысл. Исчезло специфическое для искусства пространство — место его переживания, поскольку все то, чем сейчас является искусство, слишком сильно переплетается с повседневностью. После общения с таким искусством остается ощущение пустоты, поскольку оно не раскрывает никакой глубины, а лишь подтверждает установленное и понятное положение вещей», — развивает мысль Каспита польская исследовательница Анна Груца.
Для Каспита и его сторонников, которые враждебно относятся к большинству произведений современного искусства, крайне характерна привязанность к технике и традиционным художественным средствам. На обложку антипостмодернистской книги Каспита «Конец искусства» не случайно помещена работа, которая воплощает отрицание традиционной техники. Это произведение Дэмьена Херста «Дом, милый дом» (Damien Hirst, Home sweet home). Оно представляет собой тарелку, на которой изображена заполненная окурками пепельница. Многие не согласны с Каспитом именно из-за его узкой трактовки восприятия. Ведь для живописи стремление к тому, что обычно считается низким и безобразным, открывает множество возможностей.
Похожие страницы: